Айкидо в Ярославле. Межрегиональная общественная организация "Федерация традиционных восточных единоборств".
Введение в Айкидо
Введение в Айкидо  

Айкидо - одно из многочисленных направлений восточных единоборств. Само слово "Айкидо", в переводе с японского языка, означает - "Путь гармонии жизненной силы". Бывают и другие переводы, но их суть остается одна - умение гармонично взаимодействовать с некой внутренней силой или энергией, которую в Японии называют "Ки". Средством, для достижения этого умения, являются тренировки, где учатся мягко соединяться с силой нападения и перенаправлять её в нужном направлении для выполнения броска или удержания. На тренировках нет жёстких остановок (блоков) движения и резких бросков или жестоких ударов, приводящих к травмам.
Стиль айкидо, который мы представляем, называется - "Син Син Тойцу Айкидо", что в переводе означает "Путь гармонии Ки в объединении души и тела". Его еще называют "Ки-Айкидо". Это даёт понимание, что в основе изучения данного направления находится умение развивать и понимать "Ки".

Наше обучение основывается на развитии своих ощущений и осознавания того, насколько правильно выстроена структура тела (соответствует ли осанка и мышечный тонус выполнению техники Айкидо), насколько успокоен наш ум и умиротворена душа, а затем, сохраняя координацию души и тела, мы приступаем к изучению бросковой техники Айкидо, стараясь сохранить на протяжении всей тренировки состояние единения ума и тела.

Используются технологии uCoz

Школа Синсин Тоитсу Айкидо и ее отличительные особенности  

В настоящее время в мире существует множество школ Айкидо. Нашу школу возглавляет главный инструктор Айкидо, при жизни его основателя (Морихея Уесибы) – Коити Тохей.

Основная отличительная черта - мы практикуем принципы "Ки" наряду со всеми другими техниками. Но чтобы дать лучшее понимание того, что это значит, вернемся к истории Айкидо.

Мастер Морихей Уесиба распространял Айкидо в Японии, был очень уважаем, имел большую школу с большим числом последователей, но никогда не выезжал за пределы Японии. По просьбе Мастера Уесибы, сенсей Тохей поехал в Америку (Гавайи, близкие территориально) и с них начал распространять обучение Айкидо для всего остального мира. Когда сенсей Тохей приехал на Гавайи и связался с отделением полиции Мауи, к нему был приставлен полицейский по имени Шиничи Судзуки, который впоследствии возглавил быстро растущую группу Айкидок [людей, которые практикуют айкидо] в Мауи.
Когда Коити Тохей начал обучать гавайцев, он обнаружил, что некоторые из техник обучения не так эффективны, как они были с невысокими японцами. Многие гавайцы очень высоки, некоторые 200-210 см. ростом и весом 120-150 кг., а сенсей Коичи Тохей был очень маленький ростом, и некоторые техники, оказались не действенны. Также он обнаружил, что люди запада просили о таких объяснениях, о которых японцы того времени не отваживались спрашивать. Таким образом, с самого начала ему пришлось развивать более действенный способ применения Айкидо и новый способ обучения Айкидо для столь отличных от японцев людей. Он начал показывать расслабленный и центрированный на сознании вид Айкидо. Однако всякий раз, когда он возвращался на Гавайи (каждые 2 года на месяц-два), он обнаруживал, что хотя он обучал гавайцев осознанно-ориентированному типу Айкидо, они плохо усваивали его уроки и оставались зажатыми.
Таким образом, потерпела неудачу его попытка обучить гавайцев расслаблению и центрированной координации сознания и тела, и поэтому ему пришлось развивать все более и более действенные методы того, как помочь другим расслабляться и получить ту же свободу действия, которой владел сам. В начале его задача была очень простой и непосредственной - научить расслабляться перед атакой. И чем сильнее углублялось его личное развитие, тем все более и более тонкими, и более и более интересными становились его методы передачи другим глубин своего видения.

Коити Тохей и Морихей Уесиба  

Сенсей Тохей уже с раннего периода своего знакомства с учителем находился под впечатлением того, как легко он опрокидывал людей без видимого физического усилия. Он этому удивлялся и пытался сам делать так же, но его техника не была столь эффективной. Однажды, он огляделся вокруг и увидел, что никто из опытных учеников не мог делать того, что мог делать О сенсей. Сенсей Тохей начал обучение в некоторых других направлениях и одновременно пытался восполнить свои собственные тренировки и выработать лучшее понимание того, что делал его учитель. Он одновременно тренировался еще у одного человека по имени Темпу Накамура. И этот человек научил сенсея Тохея тому, что сознание и разумное внимание может вести за собой тело.
В дополнение сенсей Тохей практиковался в школе Ичикукай, в которой все практики делаются сидя в позе сейдза [на коленях]. Это тяжелое испытание, экстремальное и выматывающее. Сенсей Тохей посещал эту школу 67 раз. Никто больше даже не приблизился к этой цифре. Из-за очень интенсивной природы тренировок в он возвращался утром в понедельник на тренировку О сенсея в очень истощенном физически состоянии и начал тут же замечать, что он лучше выполнял те техники, которым его учил О сенсей, когда он был более всего физически вымотан.
Таким оброзом, в сочетании с его работой с Темпу Накамурой, который учил его о сознании, ведущем тело, и с опытом в школе Ичикукай, который истощал резервы физического тела, и находя новые источники силы внутри себя, он начал понимать, что хотя О сенсей не учил объединению сознания и тела и сознанию, ведущему тело, и хотя явно он не учил расслаблению, это фактически было тем, что он использовал, выполняя приемы. О сенсей был очень религиозен, его занятия включали религиозный символизм Синто и секты Омото, с которой он был связан. Все его ученики могли бы сказать "я не знаю, о чем это он говорит". Когда с раннего времени учитель Шиничи Судзуки сенсей отправился в Японию тренироваться с О сенсеем и сенсеем Тохей, О сенсею он очень нравился и был рад видеть его в своей группе; это был гавайский гость, родившийся и воспитанный на Гавайях, но японского происхождения. И вот однажды утром после тренировки О сенсей пригласил сенсея Судзуки к себе домой и посадил его в сейдза на один час, рассказывая ему о религии. Не понимая ни слова, но и не желая быть невежливым, Судзуки сенсей просто сидел и произносил "Hai Sensei! Hai Sensei! Hai Sensei!"[Да, учитель! Да, учитель! Да, учитель! (яп.)] и кивал головой.
После они вышли в комнату, где тренировались все те студенты, которые занимались с О сенсеем много лет, и О сенсей сказал: "В чем дело со всеми вами. Этот человек с Гавайев понимает все, что я сказал, а вы, люди, ничего не понимаете". После этого все они поймали сенсея Судзуки и спросили: "Что он сказал? Скажи нам, что это значит!!!", а Судзуки только ответил: "Я не знаю, я просто говорил "hai Sensei, hai Sensei".
Итак, О сенсея было очень трудно понимать, и его учение было очень возвышенным, утонченным и наполненным религиозными образами. Это не было прямой передачей знаний его учения. Сенсей Тохей думал: "Хорошо. Вот почему никто не может делать приемы так, как он, потому что никто не понимает, что он делает и потому что он в действительности не учит тому, что он делает, а показывает то, что он делает. Зависит от тебя как ученика можно понять, что это такое." Таким образом, сенсей Тохей был в действительности единственным учеником, который совершил полное личное усилие осознать учение О сенсея в то время. О сенсей это признал и произвел его первым в истории Айкидо в 10-й дан и сделал его Главным Инструктором своей школы.
Сенсей Тохей был лучшим учеником Морихея Уесибы, обладал харизматичным и динамичным характером. По этому О-сенсей направил его распространять учение по всему миру, не только на Гавайях. Он побывал во всех областях мира. Но пришло время и О сенсей приблизился к концу своей жизни в 1969. Традиция в Японии такова, что школа, любая школа боевых искусств, ее статус, значение и имущество, находится внутри одной семьи и переходит к наследникам основателя. В данном случае сын О сенсея, Киссомару, должен был получить школу из рук О сенсея. На смертном одре, О сенсей призвал сенсея Тохея и взял у него обещание почтить своего сына, Киссомару, в качестве номинального главы школы. Сенсей Тохей при этом сохранялл свое положение в качестве главного инструктора и был бы ответственен за всю подготовку.
Сенсей Тохей был значительно более силен, харизматичен и имел столько последователей, что О сенсей опасался, что его школа закончится и перейдет к сенсею Тохею, а он не хотел, чтобы школа покинула его семью. Поэтому он взял со своего лучшего ученика обещание, что он позволит Киссомару Уесиба поддерживать статус главы школы, заботиться об имуществе и руководстве. И что сенсей Тохей этому не помешает и будет просто учить в качестве Главного Инструктора, и, как казалось О сенсею, если Тохей согласится с этим, то все будет в порядке. Сенсей Тохей согласился. Вскоре О сенсей умер, и новые методы, которые развивал сенсей Тохей в процессе своего личного роста, его понимание объединения сознания и тела, и то, как вести других по этому пути, стали вызывать разногласия с сыном Уесиба.
Сенсей Тохей очень любил школу и сына О-сенсея, хотел учить Айкидо и оставаться в Айкидо, но Киссомару настаивал на жестких рамках того, чтобы просто показывать движения в том виде, в котором их давал О сенсей. Это становилось все более и более трудным и проблематичным. В конце он согласился: "хорошо, я не буду учить здесь принципам Ки, я начну собственную школу, а здесь буду учить только движениям." Затем он создал новую школу, под именем Ки но Кенкюкай (Международное Общество Ки). И многие из учеников из первоначальной школы стали обучаться принципам Ки с Тохей сенсеем, а потом возвращались в конце дня обучаться Айкидо в Хомбу (первоначальная штаб-квартира Айкидо). Естественным образом с течением времени эти ученики обучались быть более мощными. Если ты понимаешь, как по-настоящему расслабляться, тогда в случае, если кто-то пытается сдвинуть тебя силой, то очень легко удержать его и пресечь его попытку делать это. И, естественно, начали нарастать сложности между теми учениками, которые практиковали принципы Ки и теми, которые этого не делали. Началось очень четкое разделение между двумя лагерями: учениками Тохей сенсея и теми, кто придерживался школы Киссомару.
В определенный момент, в 1973 году, сенсей Шиничи Судзуки и Тохей сенсей встретились с Киссомару и сенсеем Осава (одним из лидеров исходной школы Айкидо). Они сели за стол и сенсей Тохей объявил, что он слагает с себя полномочия Главного Инструктора и организует свою собственную организацию Айкидо под эгидой Ки но Кенкюкай, которая будет называться Синсин Тоитсу Айкидо, что значит "Айкидо Объединенного Сознания и Тела". Это и есть вид Айкидо, которым мы занимается теперь.

Что может искусство Ки-Айкидо предложить современному человеку, помимо навыков самообороны.  

Каждый на земле, прорастая через повседневную жизнь, несет с собой неясное чувство нестабильности и обособленности; чувство отделения от остального общества окружающего его. Чтобы преодолеть это чувство изоляции и пустоты, мы пытаемся заполнить себя людьми, вещами, веществами и переживаниями. Некоторые из нас проходят длинный путь, чтобы удовлетворить себя, но фактически заканчивают тем, что только усиливают это ощущение. Тот, кто хочет чувствовать себя более достойным и самореализовавшимся, может стать политиком или продвинуться далеко, чтобы стать знаменитостью того или иного сорта, может взобраться на Эверест или участвовать в автомобильных на гонках, или стать великим спортсменом какого-нибудь вида спорта, и нет ничего неправильного во всех этих личных усилиях, если они способствуют хорошему здоровью и сильному интеллекту, а также здоровой эмоциональной жизни. Все это хорошо, за исключением того, чтобы заполнить эту пустоту в нас. В этом случае мы будем несчастливы, потому что эта пустота не может быть наполнена чем-то извне.
Нам следует найти, кто мы есть поистине, что есть истинная стабильность, истинное единство и истинный характер, и откуда он приходит. А это как раз и есть то, что мы тренируем в Айкидо. Айкидо начинается на очень фундаментальном уровне, в этом действительно состоит красота Айкидо. В этом его уникальность. Трудно встретить другую дисциплину, которая включала бы в себя взаимодействие сознания и тела таким простым, элегантным и тонким образом. Просто учиться стоять и двигаться с объединенным сознанием и телом, не сопротивляясь или проваливаясь. Удивительно!
Есть 3 позиции, которые мы можем занимать по отношению к вызовам в жизни. Одна - это напряженное сопротивление. Когда внешняя сила направлена на нас, мы пытаемся перебороть ее, конфликтуем с ней, боремся против нее. Мы называем это борющимся сознанием или животной реакцией. Второй метод поведения в конфликте может быть проваливанием перед лицом преобладающей силы. Может быть, это похоже на то, что мы делаем в конце дня, когда мы возвращаемся после тяжелого рабочего дня, мы вымотаны и садимся в наше милое кресло, открываем пиво и «выпадаем», удаляясь от жизни. Этот второй способ мы называем состоянием мертвого расслабления. Даже хотя можно сказать, что в этом состоянии человек расслаблен и даже спокоен, здесь нет интенсивности. Если бы возникла чрезвычайная ситуация, в этом состоянии мы, скорее всего, не смогли бы с ней справиться немедленно. С другой стороны, если мы пытаемся побороть, мы сопротивляемся и возбуждены, нервны и напряжены. Да, здесь может быть большая интенсивность, но нет спокойствия. Однако есть вполне возможное состояние, в котором мы имеем и спокойствие, чувство просветленности и мира, и, в тоже самое время, наполнены поразительной интенсивностью. Это то состояние, которое мы называем Единством Сознания и Тела.
В Синсин Тоитсу Айкидо самый простой подход к этому - это начать тренироваться в Додзе, смотреть на учителя, как он показывает стояние с объединенным сознанием и телом. Затем медленно, понемногу, мы можем начать пытаться двигаться с объединенным сознанием и телом. Но скоро мы обнаружим, что самого по себе этого недостаточно, и это понимание приводит нас еще одному элементу обучения Айкидо: личностному развитию. Сенсей Коичи Тохей - приверженец этого типа обучения. Ни один человек не может развиваться без внутреннего устремления . Ни один Учитель не заставит его это сделать, пока сам ученик, не примет такое решение.



Основой данного материала послужило интервью данное сенсеем Кристофером Куртисом в Дании (май 2000 года).

Используются технологии uCoz